+7 (495) 633-94-15
pilig@mail.ru

EnglishРусский
EnglishРусский

Актуальные проблемы профессиональной подготовки лиц с ОВЗ

Актуальные проблемы профессиональной подготовки лиц с ОВЗ

РЕЗОЛЮЦИЯ
межведомственного заседания Круглого стола по теме:
«Актуальные проблемы профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Межведомственный Круглый стол был проведен 26 января 2012 года в порядке реализации Распоряжения заместителя мэра города Москвы за № 6-77-4298/1 от 07.11.2011 года, принятого по результатам III Московского съезда общественных организаций, работающих с молодыми инвалидами. Заседание состоялось в Колледже автоматизации и информационных технологий № 20 по инициативе колледжа и Научно-исследовательского института развития профессионального образования Департамента образования города Москвы при активном участии Центра досуга и творчества молодежи «Россия» Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, представителей самого Департамента, а также Департамента труда и занятости города Москвы, 27-ми колледжей, заинтересованных в реализации программ дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, Могилевского государственного экономического профессионально-технического колледжа Республики Беларусь, Евразийского открытого института, Московского государственного психолого-педагогического университета, общественных организаций, работающих с молодыми инвалидами (перечень участников заседания приведен в приложении к тексту Резолюции).

Заседание началось с выступления Бельковой Надежды Михайловны – председателя комиссии Совета по делам инвалидов при президенте РФ, руководителя МООИ «Пилигрим», в котором была дана информация о стратегическом подходе государства к разрешению проблем лиц с инвалидностью и внесены конкретные предложения по солидарному взаимодействию.

Заседание было проведено в формате делового обсуждения заявленных в программе проблем с основными задачами констатации достигнутых результатов, согласования вопросов межведомственного взаимодействия, формулирования социального заказа на профессиональное обучение от общественных организаций молодых инвалидов.

Участники Круглого стола в выступлениях отметили:

— внимание со стороны Правительства города Москвы и его профильных департаментов к проблемам москвичей с ограниченными возможностями здоровья в части благоустройства города, его приспособления к нуждам маломобильных граждан;

— успешные результаты государственных образовательных и досуговых, в том числе муниципальных, учреждений и общественных организаций в сфере включения в активную жизнь молодых инвалидов;

— значимость и необходимость научных разработок новых технологий профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их внедрения на экспериментальных площадках колледжей;

— продуктивную деятельность Колледжа автоматизации и информационных технологий № 20 в продвижении идей дистанционного обучения лиц с ОВЗ и формирования инициативной рабочей группы специалистов из числа сотрудников колледжей города Москвы;

— наметившееся межведомственное взаимодействие городских структур и профильных общественных организаций.

В процессе обсуждения были выделены проблемные зоны, требующие особого внимания и современных подходов к включению молодых инвалидов с активную жизнь:

— активные предложения различных вариантов профессионального обучения лиц с ОВЗ со стороны образовательных учреждений не находят должного отклика у молодых инвалидов, а потому требуется специальная деятельность на муниципальном уровне по привлечению молодых инвалидов к социально активной деятельности в специализированных досуговых учреждениях (организациях) шаговой доступности;

— трудовая реализация молодых инвалидов является конечным результатом длительного процесса социализации молодых инвалидов, которая представляет собой систему последовательного включения в активную жизнь через привлечение к досуговой деятельности, развитие творческих способностей и личностных интересов, обучение профессии, специальности или ремеслу;

— привлечение студентов и молодежи к волонтерской деятельности должно рассматриваться с двух точек зрения: как выполнение добровольческой социальной миссии, и как практика будущих специалистов, включаемая в трудовой стаж;

— работа с инвалидами даже в государственных образовательных и досуговых учреждениях носит характер инициативного добровольчества и не подкреплена нормативными основаниями и финансовыми стимулами;

— Отсутствует разработанная система реализации продукции молодых инвалидов и массово доступные формы общественно или частно-государственного партнерства.

Участники Круглого стола вносят предложения:

— Создать экспертный или координационный совет по обучению и социализации инвалидов при Департаменте образования города Москвы с участием экспертов из числа людей с инвалидностью;

— Привлекать участников Круглого стола, в качестве исполнителей государственных (социальных) заказов в сфере профессионального обучения, организованного досуга, трудоустройства молодых инвалидов.

— Разработать нормативно-правовую базу для организации дистанционного профессионального обучения молодых инвалидов в колледжах, в первую очередь в части нормирования труда и его оплаты, а также обеспечения профессиональной подготовки лиц с тяжелыми интеллектуальными и психическими нарушениями в учреждениях профессионального образования, с учетом оптимального баланса образовательной и социальной функций колледжа;

— Разработать систему тьютерства в период обучения молодых людей с инвалидностью как на основе добровольчества так на и в форме оплачиваемого труда; создать в колледжах, обучающих лиц с инвалидностью, бюро по трудоустройству с штатом специалистов, сопровождающих выпускников в первый период трудовой карьеры (финансирование такой службы может быть многоканальным, например, из целевых средств Департамента социальной защиты населения и/или Департамента труда и занятости);

— Всемерно развивать сотрудничество в зоне Евразийского пространства и использовать позитивный опыт Республики Беларусь в организации профессионального обучения лиц с ОВЗ;

— Обеспечить популяризацию и тиражирование успешного опыта Центра досуга и творчества молодежи «Россия» и предложить Департаменту семейной и молодежной политики создать (развернуть) на его базе городской Ресурсный центр социализации молодых инвалидов средствами досуговой и творческой профессионально ориентированной деятельности и здоровье сберегающих технологий;

— Стимулировать образовательные и досуговые учреждения, их руководителей и сотрудников, обеспечивающих работу с инвалидами;

— Создать государственную (за счет бюджетных средств) систему обеспечения оргтехникой студентов с ОВЗ на период их дистанционного обучения с выделенным высокоскоростным каналом связи Интернет;

— Создать в колледжах службу медико-психолого-реабилитационного сопровождения образовательного процесса лиц с ОВЗ, а также ее виртуальный аналог;

— Разработать действующий механизм заявления инициативных социально значимых предложений и авторских идей (конкурсы мало продуктивны и провоцируют коррупцию их организаторов) и обеспечить государственную поддержку внедрению инновационных проектов, разработанных и инициативно реализуемых общественными организациями (на основе ФЗ № 40 от 15.04.2010 г.);

— Обеспечить системное целевое финансирование в порядке прямых заказов социально ориентированных общественных организаций, реализующих долгосрочные программы по обучению ремеслу и трудоустройству молодых инвалидов, волонтерской работе, досуговой деятельности, социальному туризму;

— Внести предложения в Государственную Думу РФ о создании выгодных условий для работодателей, использующих труд инвалидов и иных инвесторов, поддерживающих социальные проекты;

— Разработать порядок использования помещений образовательных, культурно-просветительских, муниципальных и государственных досуговых учреждений для организации (в свободное от основной работы время) мест (аудиторий, кабинетов) дистанционного обучения лиц с ОВЗ в шаговой доступности от их проживания;

Координатором деятельности по реализации предложений может быть любой действующий или вновь созданный коллегиальный ведомственный или межведомственный орган (структура) или действующая общественная организация.

Дополнительная информация:

— с видеозаписью заседания или его звуковой версией можно ознакомиться на сайте НИИРПО;

— в процессе проведения заседания были сняты сюжеты для телепрограмм «Фактор жизни» ТВЦ и студии «Доверие» ВАО города Москвы и согласованы вопросы взаимодействия на 2012 год;

— корреспондентами журнала «Профессиональное образование. Столица», «Молодежь.INV: мы вместе!» записаны интервью с участниками заседания;

— в центре досуга и творчества молодежи «Россия» реализуется программа работы с молодыми инвалидами, информация на сайте ЦД и ТМ «Россия»;

— в районе Вешняки ВАО начата экспериментальная работа Центра профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов как межведомственной площадки НИИРПО, ЦД и ТМ «Россия» и органов местного самоуправления.

Приложения: — список участников заседания; краткая справка.

Приложение № 1

к Резолюции Круглого стола

по теме «Актуальные проблемы
профессиональной подготовки лиц с ОВЗ»

Список организаций – участников заседания

  1. НИИ развития профессионального образования МДО;
  2. Департамент семейной и молодежной политики города Москвы;
  3. Центр досуга и творчества молодежи «Россия» ДСМП;
  4. УМЦ ПО МДО;
  5. Московский государственный психолого-педагогический университет;
  6. Евразийский открытый институт;
  7. Совет при президенте РФ по делам инвалидов;
  8. Региональная общественная организация инвалидов «Алые паруса»;
  9. Региональная детско-юношеская общественная организация «Образование. Спорт. Реабилитация.»;
  10. Межрегиональная общественная организация инвалидов «Пилигрим»;
  11. Ассоциация молодежных инвалидных организаций «АМИО»;
  12. Общероссийская общественная организация «Центр помощи инвалидам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»;
  13. Межрегиональная общественная организация «Федерация Арт-Спорта»;
  14. Колледж малого бизнеса № 4;
  15. Колледж легкой промышленности № 5;
  16. Педагогический колледж № 7;
  17. Политехнический колледж № 8;
  18. Колледж сферы услуг № 10;
  19. Строительный колледж № 12;
  20. Политехнический колледж № 13;
  21. Технологический колледж № 14;
  22. Московский политехнический колледж им. Моссовета;
  23. Педагогический колледж № 16;
  24. Политехнический колледж № 19;
  25. Колледж автоматизации и информационных технологий № 20;
  26. Технологический колледж № 21;
  27. Колледж сферы услуг № 22;
  28. Колледж менеджмента и гостеприимства № 23;
  29. Колледж легкой промышленности № 24;
  30. Строительный колледж № 26;
  31. Колледж сервиса и туризма № 29;
  32. Строительный колледж № 38;
  33. Политехнический колледж № 39;
  34. Строительный колледж № 46;
  35. Политехнический колледж № 47;
  36. Колледж малого бизнеса № 48;
  37. Технологический колледж № 49;
  38. Политехнический колледж № 50;
  39. Библиотечный колледж № 58;
  40. Колледж художественных ремесел № 59.

Приложение № 2

к Резолюции Круглого стола

по теме «Актуальные проблемы
профессиональной подготовки лиц с ОВЗ»

Круглый стол был в проведен в плановом порядке для согласования межведомственного взаимодействия, развития сотрудничества, в том числе с профильными общественными организациями, координации инновационной и исследовательской работы колледжей в сфере обеспечения профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основные вопросы обсуждения касались проблематики дистанционного обучения лиц с ОВЗ. Такая практика имеет место в отдельных колледжах (14, 20, 23, 27 и другие), однако, несмотря на успешность, представляет собой инициативную деятельность специалистов, поддержанную руководством колледжей и совершенно не обеспеченную ни нормативно, ни материально-технически.

В декабре 2011 года по инициативе Колледжа автоматизации и информационных технологий № 20 (директор Поляков В.Л.) была создана добровольческая рабочая группа из числа специалистов разных колледжей, использующих технологии дистанционного обучения. Проведенный 26 января с.г. Круглый стол определенным образом продолжил работу над этой же темой, однако был выделен особый аспект – применение технологий дистанционного обучения для лиц с ОВЗ.

По предварительному согласованию заседание прошло не в формате конференции (доклады, секции и пр.), а в форме делового обсуждения конкретных проблем, заявлений о достижениях, которые могут быть транслированы на другие площадки, обмена рабочей информацией. Тем уместнее и полезнее оказался опыт ВУЗов, давно обучающих студентов работающих дистанционно и колледжа из Республики Беларусь, предложившего свой вариант комплексного подхода к обучению лиц с ОВЗ.

Участники заседания поддержали идею комплексного подхода, подкрепленную конкретными наработками Центра досуга и творчества молодежи «Россия» ДСМП города Москвы и опытом деятельности общественных организаций инвалидов, которые рассматривают трудоустройство и профессиональное обучение молодых инвалидов заключительным этапом их социализации. А сама социализация проходит тем успешнее, чем раньше мы включим человека с инвалидностью в сообщество сверстников с нормальным психофизическим развитием, что возможно только при широком межведомственном взаимодействии в этой сфере.

Результатом не внимания к такому подходу является малое количество инвалидов, приходящих на обучение в колледжи (их общее число менее 5% от общего количества обучающихся), а также низкий коэффициент продуктивности проф.ориентационной работы (соотношение трудовых затрат на привлечение молодых инвалидов в колледжи и количества абитуриентов).

Особо рассматривался вопрос о правовых основаниях нормирования труда специалистов, обеспечивающих дистанционное обучение, а точнее полном отсутствии таких нормативов и технических возможностей обеспечения студентов, обучающихся дистанционно орг.техникой, лицензированным учебным и программным материалом. Это очень острый вопрос и для его решения можно взять за основу опыт ВУЗов и i-школы надомного обучения.

Не был оставлен без внимания и вопрос легализации обучения в колледжах лиц с глубокими психофизическими нарушениями и поиска баланса между социальными и образовательными функциями колледжа. При ближайшем рассмотрении вопроса оказалось, что проблемы дистанционного и коррекционного обучения имеют много общего в части отсутствия нормативно-правовой базы, финансового и иного материально-технического обеспечения образовательного процесса.

В заседании приняли участие свыше 50-ти представителей государственных учреждений, ведомств и общественных организаций, проявивших заинтересованность в обсуждении проблем, продемонстрировавших их правильное понимание и подтвердивших готовность дальнейшей работы, сотрудничества и взаимодействия.

В ходе обсуждения были заявлены участниками авторские инновационные проекты, находящиеся на разной степени реализации и нуждающиеся в государственной поддержке, однако не все авторы имеют возможность даже простого заявления проектов, не говоря уже об иных формах поддержки.

Основным недостатком формата Круглого стола является безадресность принятых решений и предложений. Наша резолюция будет направлена в городские департаменты образования, семейной и молодежной политики, труда и занятости, социальной защиты, однако, несмотря на уже сложившиеся отношения сотрудничества у нас нет уверенности в том, что наши предложения будут восприняты. Это могло бы быть решено более успешно, если бы в таких обсуждениях принимали участие представители руководства городских департаментов и властных структур.

Именно поэтому мы заинтересованы в создании межведомственного экспертного или координационного совета или предложении кандидатур специалистов для участия в работе уже действующих общественно-государственных структур.

Тем не менее, одним из результатов работы Круглого стола, мы считаем достигнутые договоренности о сотрудничестве, в том числе с телеканалом ТВЦ, а также определение стратегии содействия социализации молодых инвалидов как в рамках функционирования действующих образовательных и досугово-воспитательных учреждений, так и в проектировании инновационных комплексов, обеспечивающих оптимизацию инфраструктурного, кадрового и материально-технического ресурса, преемственность и непрерывность образования, с учетом развития тенденций интеграции (инклюзии).

От имени участников заседания –
ведущий Круглого стола, зав.лабораторией НИИРПО,
руководитель общественной организации «Образование.
Спорт. Реабилитация.»

А.Я.Миндель.

Конт.тел. 8-916-784-01-32
Эл.адрес: alexmindel@mail.ru

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on reddit
Share on telegram
Share on email
Share on whatsapp
Архивы
Пролистать наверх