+7 (495) 633-94-15
pilig@mail.ru

EnglishРусский
EnglishРусский

Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка»

Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка»
Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка»

18 и 19 апреля 2023 года в столице Чеченской республики прошел первый Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» в гибридном формате. Его участниками стали свыше 1200 человек. Количество участников онлайн-трансляций разных событий форума достигало на некоторых секциях до 500 тысяч человек. В форуме приняли участие эксперты в области инклюзивного образования, представители федеральных органов власти, Госдумы и Совета Федерации.

Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» проводился и планирует проводиться в последующем в рамках реализации Национальной социальной инициативы (НСИ), инициатор которой – Агентство стратегических инициатив.

Национальная социальная инициатива – это система непрерывных улучшений процессов предоставления услуг и сервисов в социальной сфере, включающая внедрение новых подходов и методик, тиражирование практик, поддержку передовых лидерских проектов.

Данный Форум – точка сбора активного сообщества практиков инклюзивного образования. Площадка для обмена опытом и концентрации усилий представителей федеральных органов власти, региональных команд, бизнеса, НКО, образовательных организаций и социальных служб. Эксперты рассматривали как сильные стороны российской школы в вопросах развития инклюзии, так и честно определяли болевые точки системы образования при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Это были дискуссии, презентации лучшего российского и международного опыта, семинары и лекции, мастер-классы с возможностью применить полученные теоретические знания.

В первый день форум с разных сторон рассматривал аспекты и принципы дизайна инклюзивного образования, определяя для формируемого в рамках форума Меморандума сообщества критерии инклюзивности и компоненты, без которых инклюзивная образовательная среда невозможна на любом этапе образования – от детского сада до высшей школы. Дискуссии были посвящены вопросам управления инклюзивной школой и принципам проектирования инклюзивного образования в России.

Второй день форума открыла панельная дискуссия: «Аспекты благополучия детей в инклюзивной школе», подготовкой которой занимался Центр проблем аутизма и модерацию которой осуществляла Екатерина Мень. В стартовой видеопрезентации, подготовленной аналитиками ЦПА, были представлены основные домены дискуссии и целый ряд данных международных исследований по благополучию и измерению индекса счастья.

«Когда мы говорим о благополучии в контексте современной школы, и, тем более, школы инклюзивной, мы не можем игнорировать фундаментальные разработки ученых в области концепции счастья, — было отмечено в месседже экспертов ЦПА в презентации. — Внимание к понятию благополучия нас заставляют обращать не только актуальные тенденции включения учеников с инвалидностью, включая инвалидность ментальную и поведенческую. Но и печальная статистика подростковых суицидов, школьной стрельбы, уровня буллинга, распространенного в школах».

Эксперты высшей школы, отечественные исследователи из нескольких отечественных университетов, в том числе, готовящих педагогов, обсуждали проблему в рамках заданного дискурса. Что уже сегодня мы можем сделать, чтобы ни ученик, ни учитель не чувствовал себя одиноким и исключенным, и какие шаги предпринять, чтобы благополучие в школе было не просто расплывчатым определением, а стало объективным и устойчивым параметром образовательной среды? На этот сложный вопрос искали ответ дискуссанты, эксперты, ученые. Дискуссия никого не оставила равнодушным.

Кроме того, состоялись круглые столы «Кадры для инклюзивной школы» и «Оценка социальных практик, в том числе образовательных, для работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ». Большая панель с разнообразными практиками по адаптивному спорту и мастер-класс по укреплению доверия и урегулированию конфликтов в построении инклюзивной культуры, а также практическая сессия «Аутизм как особая образовательная потребность», где о специфике ребенка с аутизмом как ученика школы рассказывали Екатерина Мень и Артур Хаустов, демонстрируя картину релевантных подходов для обучения таких детей.

Отдельная секция была посвящена практикуму по сервису «Инклюзивный наблюдатель», который провели руководитель направления Валентина Минакова и куратор Наблюдателя Ксения Хвостова , рассказав, как системно сервис помогает внедрять технологию инклюзии «ресурсный класс» без ошибок, с точностью исполнения ее деталей, которая и выступает гарантией эффективности включения детей и роста просоциальных навыков особых учеников.

Огромный интерес у аудитории вызвал метод СОВА (сверстнико-опосредованные вмешательства при аутизме), о котором в практикоориентиованном русле рассказала Дарья Малышева.

Одним из ключевых результатов форума стало создание открытого манифеста, который определит задачи в части развития инклюзивного образования и инклюзивной школы, их методик и стандартов. В разработке манифеста и на этапе подготовки форума, и в период его проведения самое активное участие принимали эксперты ЦПА.

На протяжении всего форума работала выставка лучших инклюзивных практик. Стенд Инклюзивного наблюдателя Центра проблем аутизма пользовался неизменным успехов и вниманием участников – много полезных методических материалов, подготовленных ЦПА, было разобрано, и еще большее количество бесед и ответов на вопросы заинтересованных представителей самых разных регионов состоялось у стенда. Участникам представили технологии адаптивного обучения детей с ОВЗ, технологии их социализации и проекты по созданию безбарьерной образовательной среды.

Мы благодарим Агентство стратегических инициатив, Правительство Чеченской республики, Институт развития инклюзивного образования МГППУ за форум, за создание отличного рабочего пространства для интенсивного и содержательного взаимодействия профессионалов инклюзии.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on reddit
Share on telegram
Share on email
Share on whatsapp
Архивы
Пролистать наверх