15 апреля 2011 года состоялось очередное заседание Комиссии по обеспечению жизнедеятельности детей и женщин из числа инвалидов Совета при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов на тему: «Жизнеобеспечение детей и женщин из числа инвалидов: перспективы модернизации и применение новых социальных технологий».
В работе заседания приняли участие представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Департамента социальной защиты населения города Москвы, Департамента труда и занятости населения г. Москвы, Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы, Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, Комитета общественных связей города Москвы, общественных организаций, руководители реабилитационных учреждений, специалисты-профессионалы, осуществляющие деятельность в сфере медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей и женщин из числа инвалидов.
В 2010 году Комиссией было осуществлено исследование о состоянии системы ранней помощи семье с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в субъектах Российской Федерации, в ходе которого были проанализированы данные о состоянии системы ранней помощи семье с ребенком с ограниченными возможностями здоровья по 64 субъектов федерации из 7 Федеральных округов. Анализ состояния системы ранней помощи в Российской Федерации был представлен в Презентации Руководителя Комиссии по обеспечению жизнедеятельности детей и женщин из числа инвалидов Н.М. Бельковой.
С докладами выступили: А.Л. Битова, И.В. Мкртумова, С.Н. Кавокин, Д.Н. Данилин, Н.И. Присецкая, М.Н. Суслова, А.Ю. Куньшин, Е.В. Ширнина, в которых были отражены следующие темы:
— Межведомственный подход к организации медико-психологической помощи семьям, имеющим ребенка инвалида.
— Перспективы и инновации в области профессиональной реабилитации: СМАРТ — образование и инновации в образовании инвалидов.
— Профессиональное образование и трудоустройство инвалидов.
— Положение женщин-инвалидов в России.
Участники заседания констатировали, что в настоящее время не преодолена ситуация, когда создание системы ранней помощи станет обязательной для всех регионов Российской Федерации. Необходимо разработать и реализовать как городские, так и федеральные программы поддержки женщин/девочек инвалидов.
Отметим, что организация ранней помощи детям способствует предупреждению инвалидности, формированию у детей вторичных расстройств, открывает возможности их социализации и непрерывного образования.
Согласились с необходимостью организации межведомственного взаимодействия, партнерства с общественными организациями и потребителями услуг по обеспечению комплексного медико-социального и психолого-педагогического и иного необходимого сопровождения детей от рождения до 7 лет. Создание площадок для обмена опытом, как для родителей, так и для медицинских работников, работающих с детьми-инвалидами и женщинами — инвалидами.
Выработали общую позицию и понимание основных направлений практической организации межведомственного взаимодействия по обеспечению ранней лечебно-педагогической помощи, комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей и обратиться к Правительству Российской Федерации со следующими предложениями:
- Создать Межведомственный Институт проблем инвалидности из представителей профильных Министерств и ведомств Российской Федерации, Департаментов и Комитетов Правительства Москвы, экспертов в сфере деятельности служб ранней помощи, лекотек, общественных организаций, родительских советов при взаимодействии с Главным бюро медико-социальной экспертизы РФ.
- Поручить Межведомственному Институту проблем инвалидности:
- разработать регламент взаимодействия подведомственных министерств для осуществления лечебно-педагогической и иной необходимой помощи детям-инвалидам и их семьям.
- Рекомендовать Министерству здравоохранения и социального развития РФ:
- внедрить программы поддержки женщин-инвалидов и девочек — инвалидов;
- обеспечить информирование населения о работающих службах ранней помощи;
- Рекомендовать Министерству образования и науки РФ в дополнение к Закону «Об образовании»:
- на примере Закона Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», создать систему индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья при переходе от ранней помощи к дошкольному и школьному образованию;
- включить в Закон вопросы защиты прав детей-инвалидов, принципы междисциплинарного взаимодействия в работе с семьей и профилактики социального сиротства;
- расширить практику внедрения вариативных форм получения образования (инклюзивной, интегрированной, дистанционной, очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната, в т.ч. с сочетанием различных форм) детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- модернизировать, качественно улучшить и оснастить новыми социальными технологиями существующую систему коррекционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.